Развитие третьего глаза
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПРАКТИКА

2. ДЫХАНИЕ

ДЫХАНИЕ во время упражнений и непосредственно перед упражнениями является следующим важным фактором, может быть даже самым важным из всех, так как оно создаёт физическую предпосылку для успеха в упражнении, для более легкого функционирования "лука". Когда настоящий стрелок из лука становится в положение для стрельбы, он сосредотачивается, натягивает для пробы свой лук, чтобы испытать его силу сжимания и эластичности тетивы, так и умственный стрелок из лука должен собрать свои внутренние силы и, прежде всего, проверить свою духовную "упругость".
Весь успех стрельбы зависит от способностей ослабить свое напряжение ("пустить стрелу"), что в свою очередь зависит от размаха его сосредоточения ("натягивание лука"). Успеху содействует в первую очередь особая техника дыхания. Она является главным инструментом йоги, так как дыхание самым тесным образом связано со средоточением мысли, Если мы, например, сосредоточимся на каком-нибудь шуме на улице, дыхание мгновенно останавливается, и, наоборот, когда мы сдерживаем дыхание, мысли, блуждающие до сих пор, ограничиваются на одном направлении. Этот факт еще в древние времена дал возможность йогам вырабатывать две основные йогические техники: Раджа-йогу и Хатха-йогу. Если первый путь имеет целью овладеть физическим телом и дыханием, то второй путь стремится через технику дыхания поставить под
контроль мысли. Дух (Ум). Вот примеры из практики: "Сегодня - новое явление. Видение еще не ясное, но с движением и со следами свечения (начало третьей ступени), начинают вырисовываться и развиваться в почти непрерывную полосу, когда без предварительного сосредоточения взгляд обращается к "кха". При этом дыхание совсем незаметно". Если после нескольких секунд ритмичного дыхания поддерживать непрерывный способ дыхания, видения начинаются без всякого напряжения и сосредоточения. Подтверждается, что при смотрении в место между бровями появляются видения в большом числе, в том случае, если начинать с непрерывного дыхания и затем перейти к незаметному дыханию. Даже только от ритмичного дыхания (через область Аджна) появляются те же видения. Если вообще без сосредоточения (без смотрения на КХА) поддерживать известное время непрерывное дыхание, наступает медитативное состояние и незаметное дыхание, что показывает на начало видения (Принцип Хатха-йоги). Наоборот, если без специального сосредоточения приложить усилие, чтобы задержать в уме определенный образ, дыхание становится непрерывным и потом переходит в незаметное; появляются слегка светящиеся видения (принцип Раджа-йоги). "Рано утром в продолжение получаса упражнялся в ослабленном дыхании, которое само собой стало непрерывным. Неясные видения, которые следовали одно за другим как в калейдоскопе, начали появляться. Между прочим, появились неясные очертания Бенареса, которые я желал видеть" (Из моего дневника). Испытание сном подтверждает это поразительное влияние дыхания на сознание видений. Подтверждается, что практика незаметного дыхания перед засыпанием вместо смотрения на солнечный диск, дает замечательные сны. Для наших целей будет достагс"ным овладение упражнением, носящим название "кевали". Это двойное упражнение, состоящее из непрерывного и незаметного дыхания. Хотя можно было бы в каждом из этих способов упражняться отдельно, но в этом нет необходимости, ибо второе автоматически сменяет первое, как только непрерывное дыхание достигает необходимого размаха во время упражнения. В чем состоит техника "кевали"? Мы начинаем с предварительного упражнения, которое действует успокаивающе на все тело, особенно на нервы. Оно называется "телашокта" (связанное с ритмом) и выполняется так: Ритмическое дыхание, упражнение (предварительное). Сидеть прямо (голова, шея, спина - на одной прямой линии) и дышать одинаково долгим дыханием; вдыхание и выдыхание 3 или 4 секунды. При этом значительно помогает, если представить себе эти дыхательные движения, как раскачивание маятника, например, как если бы маятник проходил через тело или точку (точку между бровями внутрь и опять наружу), т.е. необходимо однообразие вдыхания и выдыхания). Через некоторое время размах следует постепенно увеличивать с 4 до 5, с 5 до 6 и так далее. Как показывают примеры, даже это предварительное упражнение способствует созданию образов при зрении "без помощи глаз". Когда в упражнении будет достигнута ступень, на которой дальнейшее удлинение дыхания станет утомительным, переходят к дыхательному упражнению "кевали". Достигнув максимального размаха дыханий, попробуйте по возможности сглаживать переходы от дыхания к выдыханию, так чтобы дыхание сделалось непрерывным. Это первая часть упражнения. Когда это дыхание усилится, оно внезапно переходит во вторую часть в незаметное дыхание, при котором пауза наступает без воздуха в легких. В первой части этого упражнения кажется, что его легкие постоянно наполнены воздухом, причем он только иногда выдыхает, чтобы набрать новый воздух. Вторая часть, которая автоматически получается из первой, производит впечатление полного прекращения дыхания - настолько оно делается незаметным. Это "кевали" является главным оружием "духовного стрелка из лука", так как он посредством этих особенных способов дыхания может повлиять на обе составные части техники и усилить ее: на сосредоточение (натягивание лука) посредством первой части упражнения - непрерывного дыхания; и на медитацию (спуск стрелы) посредством второй части упражнения - незаметного дыхания. Так что кто хочет стать Мастером в стрельбе из лука, должен овладеть этим "кевали". Это дыхательное упражнение имеет еще значительно большие преимущества: оно так влияет на сердечную деятельность, что со временем сердце становится под полный контроль упражняющегося. Практика подтверждает это влияние. "Если сосредоточиться на желании видеть через место между бровями, дыхание становится само собой непрерывным. При удлинении этого упражнения процесс дыхания останавливается, причем сами собой возникают паузы, т.е. дыхание продолжается медленно, но становится все менее заметным. Биение сердца замедляется". (Из моего дневника). Но важнейшей особенностью "кевали" является пратьяхара (воздержание чувства) - возможность выключить внешнее впечатление, так что сознание может сосредоточиться на любом объекте. "Час дня: через пять минут сосредоточения на гипофизе появилось острое видение третьей ступени - сияющее лицо (особенно глаза), которое через несколько секунд угасло. Дыхание было незаметным". (Из моего дневника). "Если начинать прямо с незаметного дыхания и смотреть в место между бровями (кхамаджанатам), дыхание при этом не возвращается к непрерывной ступени, а появляются паузы, затем почти полное прекращение дыхания, и (вечером) видение; шум и шорохи при этом не мешают. При сосредоточении, связанном с "кевали", сознание как бы затуманено так, что даже внезапный и сильный шум не мешает, как это бывает обыкновенно при погружении в объект". (Из дневника). Парамаханса Йогананда говорит о "кевали": "Это научный метод сосредоточения и медитации. Он учит выключать нервные точки из телефона чувств. "Кевали" показывает, как свое сознание и нервную силу отнять у пяти телефонов чувств. Этот метод лучше, чем медитация только с принципом мышления, так как он выключает отвлекающее действие пяти чувств не только на принцип мышления, но и на жизненную силу". (Из письма). "Выключение чувств посредством "кевали" ведет при совершенном овладении техникой к полному выдыханию остатков воздуха из легких и к четвертой ступени, (ступени Мастера) видений в экстазе Учителя. Как писал Йогананда о своих экстатических переживаниях, он имел чувство, будто из его легких как насосом был высосан весь воздух". (Из автобиографии одного йога).

ДАЛЕЕ                                                                                                на главную

Сайт управляется системой uCoz